Термины, наименования и строение пневматической шины

Колесо — вращающийся элемент автомобиля передающий крутящий момент и воспринимающий нагрузку от массы автомобиля. Колесо расположено между шиной и ступицей. Обычно колесо состоит из двух основных частей - обода и диска.

 Покрышка — упругая резинокордная часть пневматической шины, воспринимающая тяговые и тормозные усилия и обеспечивающая сцепление резины с дорогой. Основными элементами покрышки являются каркас, брекер, протектор, боковины и борта.

Камера (син. — ездовая камера) — резиновая кольцевая труба со специальным вентилем.

Камерная шина — покрышка в комбинации с камерой.

Бескамерная шина — покрышка, не требующая камеры. Герметичность полости достигается особым строением самой покрышки и обода.

Каркас — резинокордная основа (силовая часть) покрышки. Выполнен из одного или нескольких слоев прорезиненного корда с резиновыми прослойками, закрепленных на бортовых кольцах.

Брекер состоит из одного или нескольких слоев прорезиненного корда, разделенного резиновыми прослойками, и расположен между каркасом и протектором. В зависимости от материала корда, шины подразделяются на шины с текстильным брекером, шины с металлическим брекером, а при использовании металлокорда и в каркасе — цельнометаллокордные.

Протектор — наружная часть покрышки, представляющая собой массивный слой резины с рельефным рисунком на внешней поверхности. Он обеспечивает сцепление с дорогой и предохраняет каркас шины от механических повреждений. Рельефная часть поверхности протектора, состоящая из совокупности выступов и выемок или канавок (ламелей), называется рисунком протектора.

На боковых стенках покрышки протектор переходит в более тонкие резиновые слои — боковины , прикрывающие боковые части каркаса.

Борта состоят из одного или более проволочных колец, на которых закреплены слои каркаса, и твердого наполнительного резинового шнура, и обеспечивают крепление покрышки на ободе колеса.

Обод колеса (син. колесный диск) — металлическое кольцеобразное устройство, составная часть колеса. Классификация и устройство ободов в данном каталоге детально не описываются. В классификаторах в графе «обод» указывается для легковых шин — допустимая ширина профиля обода (в дюймах), для других шин — соответствующий тип обода.

Профиль шины — ее контур в радиальной плоскости колеса. Параметры профиля шины измеряются на монтированной на рекомендуемом ободе ненагруженной шине при заданном внутреннем давлении. = Наружный диаметр (D) — диаметр наибольшего сечения шины плоскостью вращения колеса. Посадочный диаметр (син. «диаметр монтажного отверстия») (d) диаметр окружности, являющейся линией пересечения поверхности основания борта шины с его наружной поверхностью.

Высота профиля (Н) — полуразность между наружным и посадочным диаметрами шины.

Серия (син. «серия профиля») — номинальное отношение высоты профиля к ширине профиля, измеряется в процентах.

Ширина профиля обода (А) — номинальное расстояние между наружными краями бортов шины в месте касания с ободом.

Статический радиус (R ) — расстояние от центра неподвижного нагруженного нормальной нагрузкой колеса с шиной до плоской опорной поверхности.